Лопасти турбин ветрогенераторов являются худшим кошмаром для операторов и диспетчеров авиалиний. «Фермы» ветрогенераторов, турбины которых вращаются с переменной частотой, лопасти которых постоянно меняют свой угол наклона, могут буквально «стереть» отметки самолетов с экранов радаров. Для решения этой проблемы британская компания QinetiQ, совместно с датской компанией Vestas, использовали стелс-технологии, применяемые в самолетах-невидимках, для разработки и создания новых, невидимых для радаров, лопастей турбин ветрогенераторов.
Для создания лопастей-«невидимок» были использованы композитные пластиковые покрытия, содержащие в своем составе поглощающие радиоволны вещества. Эффективность этой технологии, конечно, далека от технологий углеродных и нанопокрытий, используемых в военных стелс-технологиях, но при испытаниях новых лопастей уже было достигнуто более чем десятикратное уменьшение эффективной отражающей площади для коротковолновых радаров. Единственным недостатком использованной технологии является то, что эти меры практически не привели к улучшению ситуации с точки зрения радаров, использующих длинноволновое излучение L-диапазона, применяемых для дальнего слежения авиадиспетчерскими службами.
Конечно, дальнейшее совершенствование этой «гражданской» стелс-технологии, планируемое обоими компаниями, участвующими в проекте, приведет к получению положительного результата и для длинноволновых радаров, после чего можно будет внедрять эту технологию в жизнь и начинать переоборудование существующих ферм ветрогенераторов лопастями-невидимками.
Американская компания Raytheon, поддерживаемая многими американскими авиационными компаниями, видит полное решение этой проблемы только в создании новых радарных установок, которые будут в состоянии отфильтровать помехи, создаваемые лопастями ветрогенераторов. Но, естественно, что на разработку новых радаров и последующую модернизацию уже существующих систем потребуются немалое время и значительные финансовые вложения. Поэтому, более быстрый и менее дорогостоящий путь решения указанной проблемы заключается в использовании стелс-технологий.
Источник: